Директор ЦОПП Игорь Грибанов принял участие в круглом столе «Наставничество в социально-трудовой сфере», выступив с докладом о необходимости разработки образовательных программ для наставников и организаторов системы наставничества. О необходимости системной работы по подготовке наставников также заявили представители работодателей Московской области.
Круглый стол «Наставничество в социально-трудовой сфере» прошел 10 июня 2019 года и был организован Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения совместно с Союзом наставников по повышению производительности труда.
В мероприятии приняли участие:
- представители Союза наставников по повышению производительности труда;
- общероссийских и региональных объединений работодателей;
- промышленных предприятий Свердловской и Московской областей;
- эксперты и наставники.
Участники «круглого стола», обсудив сложившуюся в России практику наставничества на рабочем месте, констатировали следующие ее особенности характерные для всех видов профессиональной деятельности:
- Наставничество на рабочем месте является эффективной технологией успешной адаптации персонала на рабочем месте, передачи знаний и навыков, позволяющей достигать как экономического, так и социального эффекта всем сторонам трудовых отношений.
- На многих предприятиях и организациях России развивается система наставничества, принимаются положения о наставничестве, внедряется система материальной и не материальной мотивации наставников, осуществляется обучение технологиям наставничества.
- Наставнику для осуществления своих функций наряду с «жесткими» навыками, определяемыми спецификой рабочего места, важно обладать «сквозными» навыками, общими для всех профессий и отвечающими за передачу знаний и навыков наставляемому, его успешное вовлечение в рабочий процесс, обеспечение высокой производительности труда (социальные навыки, управление временем, ответственность, психологический подход к наставляемому, умение обучать и т.д.). Обязательность таких навыков объединяет трудовые функции наставников во всех областях деятельности: в промышленности, торговле и сфере услуг, в социальной сфере и др.
- Наставничество имеет большое значение для поддержки занятости лиц старшего возраста (что особенно актуально в связи с повышением пенсионного возраста), как за счет их работы наставниками, так и за счет «обратного» наставничества, предполагающего обучение молодыми работниками более старших «цифровым» навыкам.
Участники «круглого стола» обозначили, что развитию и расширению практик наставничества как эффективной кадровой технологии препятствует ряд проблем:
- несовершенство нормативной правовой базы в области наставничества (как на федеральном уровне, так и пробелы в локальных нормативных актах предприятий и организаций);
- недостаток методик и систем мотивации наставников;
- недостаточное внимание общества к наставничеству на рабочем месте (при определенном внимании к наставничеству в сфере образования);
- эффективная система наставничества, напрямую влияет как на повышение производительности труда и поддержку занятости, однако ключевым в данной сфере Национальным проектом «Повышение производительности труда и поддержка занятости» мероприятия по наставничеству на рабочем месте не предусмотрены.
Добавим, что методистами ЦОПП Московской области разработаны образовательные программы подготовки наставников и организаторов системы наставничества на предприятии, которые будут предложены работодателям Московской области.