Среднее профессиональное образование в России переживает настоящий ренессанс. Почему рабочие профессии все более интересны для молодежи, как становятся «синими воротничками» и какие знания и навыки им дают, об этом «Профилю» рассказал директор колледжа «Энергия» Нерcес Нерсесян.
– Нерсес Владимирович, сегодня многие юноши и девушки осознанно поступают в колледж или техникум. У вас есть этому объяснение?
– Я бы связал смену приоритетов у молодого поколения с движением WorldSkills, которое уже несколько лет активно развивается в России. Его цель – повышение стандартов подготовки и квалификации кадров, престижа рабочих специальностей, словом, «синих воротничков». Также через это движение происходит популяризация системы среднего профессионального образования. Молодежь должна понимать, в чем ее отличия от высшей школы.
Одно из главных преимуществ – прикладной характер знаний. Наш студент на третьем году обучения в колледже может спокойно выходить на рынок труда. К этому времени он уже имеет все необходимые сертификаты и компетенции, а потому он востребован.
Почему важен третий курс? Да потому, что большинство учащихся к этому времени достигают восемнадцатилетнего возраста. Они становятся полноценными участниками трудового процесса на предприятиях. Для них не нужны какие-то особые условия, например, укороченный рабочий день. За два курса наши студенты успевают получить практические навыки, чего не дают вузы. Высшее образование – всегда в большей степени теория, которую применить на практике бывает достаточно сложно. Ну а в колледже теория сведена к минимуму. Все подчинено тому, чтобы учащиеся с первого дня настраивали себя на то, что они должны искать применение себе на рынке труда, стремиться реализоваться в профессии, которую они выбрали. Для нас мотивация студентов имеет огромное значение. Один из ключевых показателей, по которому оценивают колледж как образовательное учреждение, – стопроцентное трудоустройство выпускников.
– Насколько сложно в ваш колледж поступить? Конкурс высокий?
– В 2020 году конкурс среди поступающих в колледж был шесть человек на место. Это средний показатель. Набор осуществляли по 39 специальностям. Среди них есть такие, на которые поступали по 20 и более человек на место. Это, например, земельно-имущественные отношения, правоохранительная деятельность, управление беспилотными летательными аппаратами, специальности ИТ-направлений и ряд других.
Для понимания: техникум дает базовый уровень образования, а колледж – повышенный. Поэтому наши выпускники могут по сквозным программам поступать в вузы. Мы обучаем по 81 специальности и профессии среднего профессионального образования из 200, которые реализуют в Российской Федерации. Если же говорить о топ-50 самых востребованных, то наш колледж готовит по 48.
Мне кажется, поэтому для абитуриентов мы интересны. Это подтверждают и контрольные цифры приема на первый курс. В этом году было 1,3 тысячи бюджетных мест. И еще почти 500 поступили учиться на платной основе.
– Как складывается дальнейшая судьба ваших выпускников? В каком качестве они работают?
– На мой взгляд, очень интересен анализ трудоустройства бывших студентов, отучившихся на IT-специальностях. С правоохранителями все понятно – они или в Росгвардию идут, или в полицию, ну или в другие силовые структуры. У них практически 100-процентное трудоустройство, если нет ограничений по здоровью.
Айтишники же – до 30% – сегодня выбирают самозанятость. Это, можно сказать, парадигма поколения, которое сейчас приходит учиться. Оно не хочет работать в крупных компаниях, зато нацелено на создание своего дела, что является серьезным вызовом для системы образования в целом.
Если оперативно не перестроиться и не начать учить молодежь основам создания собственного бизнеса и функционирования системы самозанятости, то можно в очередной раз потерять рынок среднего профессионального образования. Это мы уже проходили 10 лет назад.
– Кроме востребованности на рынке труда есть еще один объективный показатель эффективности вашей работы – их зарплаты. Как с этим обстоят дела?
– Все прозрачно – информация доступна в федеральном мониторинге. У ребят, которые идут работать в наше реутовское НПО «Машиностроение», средняя заработная плата на старте в районе 60 тысяч рублей. Они работают по специальностям мехатроника, робототехника, аддитивные технологии, дефектоскопия, операторы станков ЧПУ и сварщики. А лет через пять, когда выпускники колледжа дорастают до должности мастер участка, в месяц у них выходит уже до 100 тысяч рублей.
Если говорить о нашем подразделении в Ногинске, готовящем специалистов для различных подразделений «Мособлэнерго», то у них зарплата сразу после колледжа доходит до 45 тысяч рублей. Да что выпускники, студенты-третьекурсники себе цену знают, и идти работать за 25 тысяч рублей в месяц их не уговорите. Минимум – 35–40 тысяч рублей.
– Зарплата 100 тысяч рублей в месяц впечатляет. А многие ли стремятся потом получить диплом вуза?
– Наш колледж дает базовое образование. После выпуска девушки трудоустраиваются, ну а юноши в большинстве своем уходят в армию. Когда возвращаются после службы, то работают по профилю на предприятиях.
В дальнейшем по мере необходимости кто заочно, кто на вечернем факультете могут получать высшее образование. Прямой переход в вузы сразу после колледжа, даже на второй курс, непопулярен. В прошлом году такое решение приняли менее 3% выпускников.
– То есть молодым людям базового образования в принципе достаточно, чтобы реализовать себя в жизни и сделать карьеру на предприятии?
– Так оно и есть. Скажу больше. Поскольку учебные программы учреждений среднего профессионального образования модульные, в отличие от сплошных вузовских, то наши выпускники всегда могут вернуться и получить какие-то дополнительные компетенции. Повысить квалификацию можно по любой из 256 программ. Продолжительность курса – от двух недель до нескольких месяцев. Вузы такой возможности не предоставляют. Их задача все-таки – давать фундаментальные знания. А в колледж человек может возвращаться и совершенствоваться хоть всю жизнь, чтобы быть успешным в своей профессии.
– Скажите, с дипломами о высшем образовании у вас студенты есть?
– Ежегодно на платной основе у нас учится до 500 человек. Половина из них ранее закончили вузы. Они выучились, например, на юристов или экономистов, но не могут трудоустроиться. А кормить семью надо, вот и приходят в колледж. Кто учится на станочника, кто – на электрика. Это происходит уже несколько лет.
– Какие специальности для «синих воротничков» сегодня наиболее востребованы?
– Мы составили для себя некий шорт-лист. Без этого нельзя, поскольку лицензируемся и просто обязаны отслеживать ситуацию. Однозначно на первом месте – IT-отрасль, специалисты по обеспечению информационной безопасности телекоммуникационных систем.
Крайне востребованы квалифицированные кадры в сфере моделирования – 3D-печать на принтерах, индустрия 4.0. Авиационные специальности молодежи также весьма интересны. Речь об управлении беспилотными летательными аппаратами. К слову сказать, в этом году на 25 бюджетных мест было подано 300 заявлений.
Все объяснимо – беспилотники активно входят в повседневную жизнь. Они применяются в кадастровом учете земель, при мониторинге лесов, их используют силовые структуры. Наш колледж едва ли не первый в Московской области начал готовить специалистов в этой сфере. В этом году был первый набор.
– Емкость рынка труда определяется наличием вакансий. Рисков «перепроизводства» нет?
– Приведу такой пример. Ежегодно наш колледж выпускает 650 айтишников. Если завтра начнем выпускать две тысячи, то рынок всех «переварит». Есть точные оценки и по другим специальностям. С ведущими рекрутинговыми агентствами мы плотно работаем. Ведь тратить бюджетные деньги на подготовку и не давать студентам будущего я, как управленец, считаю преступлением.
Мы в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/coppmo
Instagram: https://www.instagram.com/coppmo/?hl=ru
Facebook: https://www.facebook.com/groups/coppmo/